Длина, м 273
Ширина, м 51
Ширина по ватерлинии, м 31
Осадка, м 8
Экипаж, чел 1300
Водоизмещение, т 31900/37000
Полная скорость, узлов 30
Дальность при эконом. ходе, миль 7160/13500
Экономическая скорость, узлов 18
Дальность при полном ходе, миль 7000/8000
Автономность, суток 45
ТАКР проекта 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в
городе Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР "Баку" (впоследствии
переименован в "Адмирал Горшков") иногда выделяют в отдельный класс. Он
отличается размещением РЛС с фазированной антенной решёткой, более
совершенной электроникой и несколько изменённым составом ракетного
вооружения. Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично
изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято
предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве ТАКР по проекту
1143.
Одновременно утверждались основные элементы: 20-22
вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в любых сочетаниях), ракетный
противолодочный комплекс "Вихрь", две реактивные бомбометные установки
РБУ-6000, два 533-мм торпедных аппарата, восемь ракет
противокорабельного комплекса П-15М, два универсальных ЗРК "Шторм", два
ЗРК самообороны «Оса", два 76-мм автомата АК-726, восемь—десять 30-мм
автоматов АК-630, скорость полного хода — не менее 27 уз, дальность
плавания 7000—8000 миль, стандартное водоизмещение 20000-25000 т (с
уточнением кораблестроительных элементов при разработке технического
проекта).
Эскизный проект 1143, которому МСП присвоил шифр
"Кречет", был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле
1969 г. При этом инициативные варианты поддержки не получили. В
качестве основы для его дальнейшей разработки приняли I вариант с
водоизмещением 25 000 т. При рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП
министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому
кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой
страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение
об утверждении эскизного проекта 1143. По поступившим в ходе
рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным
утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ, приняли решения по сокращению объема
конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса
"Монолит" более мощным — "Базальт", комплексированию средств
радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения
закладки корабля в 1970 г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные
заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные
рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с
последующей корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в
крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он
был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года
головной корабль "Киев" (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным
строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля
(таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были
утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.
Параллельно с проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла
разработка самолета Як-З6М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ
"Скорость" представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь
закончили постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№
01), а затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских
испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах
на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет "по полному
профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная
посадка). Создание ТАКР "Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением
большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ
построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком
полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке
установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для
определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а
также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам
эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное
покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех
четырех кораблей этого типа.
Спуск ТАКР «Киев" на воду
состоялся 26 декабря 1972 г., и в тот же день на ЧСЗ заложили
однотипный с ним второй ТАКР — "Минск" (зав. № 102). Из-за задержки
многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не
предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям
ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного
корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г.
- апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные
— в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила
Правительственная комиссии под руководством первого заместителя
командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева.
Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор
ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ
"Скорость" К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был
главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с
авиационным вооружением "Киев" пр. 1143 подписали (с высокой оценкой)
после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.
В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП
Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту
своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит
состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода
летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на
ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного
комплекса "Базальт", комплексные испытания радиоэлектронного вооружения
в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные
испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря
1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР "Киев"
приняли на вооружение ВМФ.
НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом
Ленина, главному конструктору ТАКР "Киев" А, В. Мариничу, директору ЧСЗ
А. Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. И. Виннику и ряду ведущих
специалистов вручили золотые медали "Серп и Молот» Героя
Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии сгали заместители
главного конструктора И. Ф. Жуков и С. Ф. Петухов, Государственных
премий — зам. главного конструктора Л. В. Белов и Б. В. Шмелев,
начальники отделов НПКБ Б. Н. Бровкин, В. И. Захаров, П. А. Соколов, Ю,
В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро
были награждены орденами и медалями СССР.
В 1977 - 1982 гг.
"Киев" неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном
море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава
которого комплектовалась авиагруппа ТАКР "Киев", летало уже 34 морских
летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на
самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг.
ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с
визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в
боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы "Киева"
продолжались до конца 1991 г.
ТАКР "Минск" был спущен на воду
30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний,
вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского
флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из
Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду
(Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов
боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР "Минск" посетил с визитом Бомбей
(Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).
Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985)
постепенно интерес СВВП Як-38 снизился из-за невысоких тактических
возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство
прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно
утилизировать. Условия базирования ТАКР "Киев" и "Минск" из- за
недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были
неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу их ресурса. С
начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г.
Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако
произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение
финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с
недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой
ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято
решение о разоружении ТАКР "Киев" и "Минск", их исключении из состава
ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994
г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были
расформированы. В конце 1995 г. "Минск" был отбуксирован в Южную Корею
для разделки его корпуса на металл...
